Почему система заканчивает свое существование. Эксперт о режиме Лукашенко
Почему система заканчивает свое существование. Эксперт о режиме Лукашенко

О самоорганизованности белорусского общества и двух принципах выстраивания системы Александра Лукашенко рассказал экономист Сергей Чалый 15 мая на канале «Чалый live». Для тех, кто больше любит читать, чем смотреть, - некоторые важные тезисы.

О самоорганизованности общества

Эксперт отметил, что во время посещения торгового комплекса Валерьяново Александр Лукашенко сказал, что без государства будет невозможно реставрировать пострадавший 11 мая при пожаре костел в Будславе.

«Лукашенко, не успев разобраться, что происходит, заявил, что без государства костел не восстановят», - говорит Чалый.

Однако уже в первый день после пожара общество собрало более 170 тысяч рублей на восстановление (по состоянию на 16 мая – уже 325 тысяч рублей).

Похожая ситуация наблюдалась перед Днем Победы. 6 мая Минтруда заявило, что не планировалось никаких единовременных выплат ветеранам. Об этом раструбили всякие «негодяи и экстремистские телеграм-каналы».

БДГ. Напомним, сразу после этого инициатива BYPOL объявила срочный сбор денег на поддержку ветеранов. В итоге фонды BYSOL и By_help собрали на помощь ветеранам более 38 тысяч евро. Но сбор еще будет продолжаться до 6 июня.

Потом Лукашенко прокомментировал заявление Минтруда: ветеранов осталось мало, и государство выделило для них около 65 млн рублей, поэтому они получат деньги. А 8 мая в ведомстве все же сообщили о решении перечислить единоразовые выплаты ветеранам.

Как только распоряжение поступило, буквально в авральном порядке к полуночи пришлось решать вопрос с выплатами ветеранам. Тогда как Лукашенко заявлял, что «кровавые деньги люди не возьмут, даже если будут голодать».

Чиновники ничего не могут сделать без его распоряжения

Данные ситуации, по мнению Чалого, – показатель того, как сегодня работает система. Без указания Лукашенко чиновники ничего не могут сделать, им нужно его распоряжение.

По мнению эксперта, главный страх действующего президента в том, что общество научилось моментально самоорганизовываться. И никакого руководства здесь не нужно. А все началось в начале пандемии, когда не хватало индивидуальных средств защиты.

По той же причине Лукашенко заявил, что никаких посредников между государством и экономикой быть не должно. И задался вопросом – как сделать так, чтобы не было посредников.

«Вот те посредники – негодяи (имеются в виду частники). Взять под контроль. Хотя они лучше выполняют свои функции, чем государственные. Но когда это работает без необходимости «порулить» - Лукашенко это раздражает», - уверен эксперт.

Два принципа выстраивания системы Лукашенко

Первый. Смена власти законным путем должна быть невозможна. Этот принцип стал ясен в августе, когда любое волеизъявление объяснялось тем, что людям «телеграм-каналы задурили голову».

Власти ориентировались на «соцопросы», в которых якобы говорилось о поддержке позиций Лукашенко. Но никого не интересует, какие соцопросы происходят, важнее – момент плебисцита, когда люди высказываются. Но такие высказывания – как бы не считаются.

Второй принцип – принцип контроля. Любым источником дохода в стране должно быть государство. Это не только пенсии, стипендии, пособия и зарплаты бюджетникам, а это еще и то, что «все должно вырасти» благодаря позволению.

По мнению Чалого, Лукашенко считает, что все к нему должны испытывать благодарность – за то, что он позволил всем работать.

Как Лукашенко понимает суверенитет

По мнению Чалого, Лукашенко чувствует себя главным, гениальным и считает, что никто не сможет быть лучше его на этом посту.

Он постоянно повторяет, как сложна работа президента. И каждый раз пытается говорить, что никто кроме него с этим не справится. «Это типичное суждение тирана, который собирается уходить», - говорит эксперт.

По его мнению, у Лукашенко средневековое представление о суверенитете и независимости. Мало, чтобы он был самодержцем здесь, надо, чтобы другие его также признавали его право на это. Его власть – это абсолютно неограниченная власть его над потоками, ресурсами и судьбами. Его вера в свое всемогущество и бессмертие для его сторонников – это феодальное самодержавие.

Чалый говорит, что для Лукашенко суверенитет и независимость Беларуси – это сохранение самодержавия.

Но система, которая тождественна самому ему, постепенно начинает понимать, что она заканчивает свое существование. И если ты туда попал, то из нее трудно выбраться.

Те, кто сейчас у руля, будут говорить «мы не виноваты, это же на нем все репрессии. А мы – только исполняли приказы. Мы же подавали сигналы, боролись изнутри, подрывали». Первыми это чувствуют пропагандисты.

Во что может превратиться система Лукашенко

Режим привел к тому, что произошло разделение в правах граждан населения страны. Есть условно белые, есть условно черные. Пришло время, когда «иногда не до законов», «лишние люди», «свои» и «чужие».

Люди уже представляют собой обузу. «Давайте уже кормить своих, а эти как-то сами».

«Брежневское время тоже называли стабильностью, а не застоем», - говорит Чалый.

«Любые модели, при всей разности подходов, не работают без демократизации политических систем. Процесс демократизации – исторический процесс, его проходили все страны мира», - сказал эксперт.

У общества происходит запрос на демократизацию.